Как завершить гештальт?
Выражение «завершить гештальт» получило распространение одновременно с развитием гештальттерапии, начавшимся с практики Фредерика Соломона Перлза в 1942 году. Термин «гештальттерапия», выбранный в качестве названия для нового психотерапевтического направления в рамках экзистенциально-гуманистического подхода, впервые появился в одноименной книге «Гештальттерапия: возбуждение и рост в человеческой личности», написанной Полом Гудменом, Ральфом Хефферлином и Фредериком Перлзом в 1951 году. Теоретические основы гештальттерапии развивались с опорой на психоаналитическую теорию, теорию поля Курта Левина, холистические идеи Курта Гольдштейна и Ж.С. Смутса, восточные философские течения, психофизическую концепцию Вильгельма Райха, феноменологический подход Эдмунда Гуссерля, экзистенциальные идеи Мартина Бубера и, конечно, принципы гештальтпсихологии, изучением которой занималась Лора Перлз, один из основателей гештальттерапии.
Слово «гештальт» не имеет прямого перевода и означает "фигура", а также "целостность", "структура" и "образ". Важный принцип гештальттерапии, заимствованный из экспериментов по исследованию восприятия в гештальтпсихологии, состоит в подходе к человеку как к целому в его жизненном и социальном контексте, его семейной системе, телу. Второй важный принцип – формирование «фигуры и фона», основанный на экспериментах с восприятием. Отношение между фигурой и фоном формирует гештальт, систему и одновременно образ. Базовым положением гештальттерапевтического подхода является теория ментального метаболизма, в которой идея обмена веществ между организмом и средой как принцип функционирования живой открытой системы перенесена в область психической жизни.
Психика является функцией живого организма, возникающая в процессе развития на пути реализации естественных потребностей организма, и для развития человека необходимо получение каких-либо необходимых веществ из внешней среды. Аналогично материальному миру функционирует и обмен со средой психическими, социальными и эмоциональными феноменами. Человек как организм движим стремлением к удовлетворению потребностей, к гомеостазу, и это стремление является основой саморегуляции и организации жизни человека. Наиболее актуальная, важная в данный момент потребность человека формирует наиболее ясную фигуру и стремится к разрядке (удовлетворению). В естественном процессе жизни человека гештальты – структуры «фигура – фон» – создаются по мере актуализации потребностей и разрушаются по мере их удовлетворения. Например, когда человек управляет автомобилем по дороге домой с работы, для него перед началом поездки фигурой выступает потребность в определении кратчайшего маршрута, и гештальтом становятся настройка навигатора и выбор оптимального маршрута; но в случае, если он заметит зажёгшуюся лампочку индикатора горючего, тревога и прошлый опыт организуют новый гештальт – его восприятие переструктурирует отношения фигур и фона, он начнёт искать бензозаправку. В случае важного звонка от супруга снова происходит смена фигуры и переструктурирование его поля. Все эти гештальты будут оставаться открытыми во время поездки, в течение которой человек будет занят завершением этих гештальтов: разговором, заправкой автомобиля, управлением движением домой – действиями, которые позволяют удовлетворить актуализированные потребности. В случае здорового функционирования человек будет сохранять способность управлять фигурами и строить гештальты в адекватной связи с фоном, то есть удовлетворять свои потребности. Но в патологической ситуации при наличии незавершённого гештальта и хронического или острого напряжения нужна гештальттерапия – как практика сопровождения или восстановления и развития этих способностей.
Ещё одна ключевая идея гештальттерапии, обеспечившая ей, в частности, распространение и популярность в развивающихся и меняющихся обществах, например на постсоветском пространстве, – идея творческого приспособления, способности человека адаптироваться к новой ситуации, развиваться. Принцип творческого приспособления понимается как процесс формирования нового решения, наилучшего решения из всех возможных, принцип стремления к хорошей форме. Так же как в рамках закона прегнантности гештальт стремится к целостности, «хорошей форме», человек стремится к удовлетворению своих потребностей, исходя из имеющихся в поле элементов.
При этом парадоксальным образом именно творческое приспособление также становится причиной страдания, в котором заложен незавершённый гештальт, и это страдание приводит человека за помощью к гештальттерапевту. Например, ребёнок жизненными обстоятельствами поставлен в сложную ситуацию, когда происходит потеря одного родителя, а второй родитель, переживая утрату, становится подавленным и психологически недоступным. Ребёнок, длительное время развиваясь в такой ситуации и имея потребности в близости и принятии, вынужден формировать у себя способности получения тепла и внимания и навыки обхождения с подавленным родителем с дефицитом ресурсов. В случае если адаптация произойдёт не совсем удачно и потребности останутся неудовлетворёнными, у выросшего ребёнка будут сформированы и зафиксированы незавершённые гештальты, поддержанные неудовлетворёнными потребностями. Позже, встречая взрослого, который каким-то бессознательным образом будет напоминать ему тот острый период в детско-родительских отношениях, человек будет стремиться повторить параметры того периода, при этом теряя способность осуществлять творческое приспособление к новым условиям. Например, в ситуации возможной близости и тепла с другим человеком оставшиеся невыраженными, неосознанными и незавершёнными боль и ярость, связанные с утратой родителя, будут бессознательно воспроизводиться и препятствовать формированию новых отношений. Таким образом, сформированное ранее незавершённое действие, неудовлетворённая потребность стремятся к завершению, разрешению, но зафиксированная потребность приводит к фиксации этого напряжения. Такие незавершённые гештальты могут стать причиной хронического телесного напряжения, социальной дезадаптации, эмоциональных нарушений и др.
Эффект Зейгарник, или эффект незавершённого действия, который лёг в основу этой идеи, был открыт патопсихологом Б.В.Зейгарник, ученицей гештальтпсихолога и основателя теории поля К.Левина, и состоял в том, что люди лучше запоминают прерванные действия, чем завершённые. Также в более поздних работах Биренбаум, М.Овсянкиной и Слиосберг было показано, что символические, эквивалентные способы или фантазии и мечты также позволяют завершить незавершённое действие, являются замещающими к прямому действию и приводят к снижению напряжения неудовлетворенной потребности в системе «фигура – фон» и завершению (разрушению) гештальта.
Гештальттерапия сегодня является интегративным подходом, включающим в себя теорию личности – теорию селф, философские основания, представления о «невротическом», о сопротивлении. Идея основателя подхода Фредерика Перлза состояла в том, что гештальттерапия – это прежде всего практическое направление оказания помощи, и, конфронтируя с психоанализом, Перлз мало поддерживал теоретизирование, что оказывает влияние на развитие теории гештальттерапии и сегодня. В то же время развитие осознавания, как и в психоанализе, считается важным целебным принципом гештальттерапии, при этом задачей гештальттерапевта является поддерживать процесс осознавания, творческого приспособления «здесь и сейчас».
Итак, завершённый гештальт теряет свою энергию, своё напряжение и становится фоном, ассимилируется и забывается. Незавершённый гештальт – зафиксированное напряжение, остановленное возбуждение, прерванное дело – остаётся на переднем плане внимания и структурирует восприятие и переживание ситуации. Если вы хотите завершить гештальт – осознайте свой гештальт, найдите себя в пространстве поля «фигура – фон», заметьте свою потребность, верните свою способность к творческой адаптации и либо прямым, либо замещающим действием осознанно и спонтанно завершите, разрушьте имеющийся гештальт.